Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Общество
Уровень воды в реке Тобол в Кургане за сутки снизился до 920 см
Происшествия
Вулкан Эбеко на Курилах выбросил пепел на высоту 3 км
Происшествия
В Новосибирской области в ДТП с грузовиком и автобусом пострадали четыре человека
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Происшествия
В Тюменской области сотрудники МЧС России предотвратили прорыв дамбы
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Посол Антонов назвал ложью обещания Киева не применять ATACMS по территории РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Начать работу после карантина столичным театрам разрешили с 1 августа. Одним из главных условий была шахматная рассадка — билеты реализуются через одно кресло с половинным заполнением зала. Воспользоваться шансом по разным причинам захотели и смогли далеко не все труппы. Многие предпочли дождаться сентября, а в августе занялись восстановлением текущего репертуара и репетициями того, что планировали выпустить в конце прошлого скомканного сезона. И всё-таки в последний месяц лета были знаковые премьеры — подробности в традиционном театральном обзоре «Известий».

В былые времена говорили, что есть лишь одна причина неявки актера на спектакль — смерть. Сегодня в здание театра не должны пускать сотрудников, если их температура выше 37°С. То же самое касается зрителей — при входе всем мерят температуру бесконтактным способом.

Какие-то театры или уже открыли, или будут открывать сезон даже без традиционного сбора труппы. «Иудин день» — так злые языки называют это мероприятие — теперь тоже проводят по скайпу.

В театре «Модерн» на вынужденно пустые места рассадили больших плюшевых медведей (у зрителей тут же возник вопрос: как их дезинфицируют?), а в Зале Чайковского на спинки неотправленных в продажу мест разместили плакатик «В этом кресле сидит ангел акустики». Всё это, конечно, по-своему мило и оригинально, но печально. Актеры же говорят, что играть в полупустом пространстве всё равно лучше, чем не играть вовсе или лицедействовать в онлайне.

Для театральных обозревателей тоже сложилась странная ситуация: с одной стороны, сезон 19/20 был закончен, точнее, прерван в середине марта, а с другой, иные премьерные спектакли успели сыграть перед карантином лишь три–четыре раза, и по всем театральным правилам это — премьера. Как скажем, «Затейник» по пьесе классика советской драматургии Виктора Розова в театре «Сфера», поставленный его худруком Александром Коршуновым. С этого неплохого спектакля театр и открыл новый сезон. Да, премьера, но уже попавшая в лонг-лист одной из театральных премий. Поэтому, соблюдая чистоту жанра ежемесячного обзора новинок, расскажем лишь о спектаклях, которые зритель впервые увидел лишь в этом августе. Благо они были.

«Плутни Скапена»

«Сатирикон»

Константин Райкин поставил в своем театре «Плутни Скапена» по известному фарсу Мольера. Поставил в фирменном райкинском стиле — громко, динамично-феерично, с расчетом на синтетические возможности и кураж его вышколенной труппы, работающей, как надежный механизм. Эту комедию положений можно смело играть на площади — зеваки будут стоять с открытыми ртами до самого финала, завороженные галопом зрелища. И, кстати, по поводу возможной выездной версии (а «Сатирикон» по-прежнему кочует по чужим площадкам, собственное здание еще строится) — декорации минимальны: барабанная установка на фоне черного задника и занавески по бокам. Плюс нехитрый реквизит.

Сцена из спектакля «Плутни Скапена»

Сцена из спектакля «Плутни Скапена»

Фото: Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина/satirikon.ru

Главный герой — хитрый слуга Скапен, который должен заботиться о молодом дворянине Леандре, пока папаша юноши (отличная работа Дениса Суханова) вместе с другим богачом, отцом друга Леандра, находится в отъезде. Пока родителей нет дома, юноши влюбляются в красавиц, да только вот эти девушки не благородных кровей, что сильно возмутит вернувшихся отцов...

Далее пересказывать сюжет не имеет смысла. Тем более действие комедии перенесено в первые десятилетия ХХ века, в эпоху джаза. И среди привлеченного музыкального материала есть даже песенка «С одесского кичмана бежали два уркана». Скапена, который разрулит ситуацию, играет Артем Осипов (в другом составе — Алексей Бардуков). Своей манерой он сильно напоминает Константина Райкина в его молодые годы. И это скорее комплимент, чем упрек.

Сцена из спектакля «Плутни Скапена»

Сцена из спектакля «Плутни Скапена»

Фото: Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина/satirikon.ru

На премьере зрители кричали «браво», что тоже, кстати, еще одна ковидная проблема. В Венской опере, например, «браво» запретили, дабы обезопасить артистов и зрителей. Взамен предлагают просто сильнее аплодировать.

«Ложные признания»

Театр им. Пушкина

Анонсируя весной премьеру комедии Пьера де Мариво, театр обещал «курьезные недоразумения и смешную путаницу». Спектакль по пьесе 1737 года рождения был у пушкинцев почти готов, когда грянул карантин. Евгений Писарев признался, что приступая после вынужденного отпуска к репетициям, он предложил актерам кардинально поменять стилистику и темп, замедлив его. Из условно «французского кино» режиссер, по его словам, захотел сделать «французский артхаус».

Актеры Виктория Исакова в роли Араминты и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» режиссера Евгения Писарева на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Актеры Виктория Исакова в роли Араминты и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

На помощь пришла дополнительная подзвучка, чтобы придать интимности интонациям. К тому же декорации художник Зиновий Марголин решил в стиле модных скандинавских сериалов — строгость, холодность и простота, уход от пресловутого быта. Надо ли говорить, что «осовременивание» коснулось и костюмов, и отчасти текста, из которого режиссер убрал «все кучерявости». А стиль Мариво — это именно изысканное и вычурное письмо, у него есть даже специальное название — «мариводаж». В общем, этот спектакль вполне бы вписался в репертуар парижского театра «Одеон», а вот тех, кто хорошо знаком с творчеством Евгения Писарева, он озадачит.

Из салонной пьесы про любовь молодого адвоката, бедного красавца Доранта (22-летний Федор Левин, принятый в театр в прошлом году) к богатой вдове (блестящая, как всегда, Виктория Исакова) режиссер попытался сделать что-то «более космическое» — про беззащитность сердца, желание любви и скрытую чувственность. Публике до конца так и не ясно: влюблен ли Дорант всерьез или притворяется?

Актеры Анна Бегунова в роли Мартон, Борис Дьяченко в роли господина Реми и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Актеры Анна Бегунова в роли Мартон, Борис Дьяченко в роли господина Реми и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Спектакль обозначен как комедия, но по сути это комедия невеселая и не смешная. Звездный состав, а кроме Виктории Исаковой, заняты и другие любимцы публики — Вера Алентова, Борис Дьяченко, Андрей Заводюк, Анна Бегунова, конечно, привлечет внимание к премьере и сработает на кассу, но вот что скажет сарафанное радио — большой вопрос...

Проект «Репетиции»

Театр на Таганке

Еще одно театральное событие августа, заслуживающее упоминания, — режиссерская лаборатория «Репетиции» в Театре на Таганке. В малом зале были представлены на суд публики четыре эскиза возможных будущих премьер. Причем сделали их не дебютанты, а постановщики, уже известные в театральных кругах.

Галина Полищук показала современную пьесу Олега Михайлова «Белый шум», Алексей Созонов — инсценировку одного из акунинских романов про сыщика Фандорина («Весь мир театр»), Егор Матвеев — «Кроликов и удавов» по повести Фазиля Искандера, а Надежда Кубайлат замахнулась на «Капитал» Карла нашего Маркса, скрещенный с «Происхождением видов» Чарльза Дарвина.

Актер Роман Стабуров в роли Алексея Кривоноса, актер Теймураз Глонти в роли Максима Ярушева и заслуженная артистка РФ, актриса Анастасия Колпикова в роли Ксении Осокиной во время репетиции спектакля «Белый шум» в московском театре на Таганке

Актер Роман Стабуров в роли Алексея Кривоноса, актер Теймураз Глонти в роли Максима Ярушева и заслуженная артистка РФ, актриса Анастасия Колпикова в роли Ксении Осокиной во время репетиции спектакля «Белый шум» в московском театре на Таганке

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

К сожалению или к счастью, ни один из представленных эскизов, хотя были и очень любопытные работы, не получил одобрения руководства «Таганки» и не выльется в полноценный спектакль; зато «Репетиции» в очередной раз продемонстрировали хорошую форму нынешней труппы легендарного театра.

Сентябрь обещает стать невероятно урожайным на премьеры. На той же Таганке впервые сыграют «Снегурочку» Островского в постановке Дениса Азарова, но это уже тема для следующего обзора.

Прямой эфир