«Долгие проводы»

  • 17 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сцена на Факельном — так называется новая площадка Театра на Таганке, где в сентябре 2023 года впервые сыграли спектакль «Долгие проводы», на сайте недавно переименованный. Теперь он называется «Про маму», а в описании подчеркивается, что спектакль поставлен по мотивам сценария Натальи Рязанцевой «Долгие проводы», который лёг в основу одноименного и знаменитого фильма Киры Муратовой. Фильм, снятый в далеком 71-м году до середины Перестройки пролежал на полке, — вероятно, режиссёра и сценариста уличили в мелкотемье, отсутствии внятной героики, — когда героев не хватает в жизни, в их отсутствии привычно винят театр и кино.
Присоединив к себе бывший московский театр Апарте и назвав его Сценой на Факельном, Театр на Таганке осваивает её как лабораторное пространство. Спектакли по старым киносценариям стали частью этой лабораторной жизни, по сути — целым направлением, причем не только в репертуаре Таганки, поскольку до того на пригодность этой высококачественной кинодраматургии для театральной сцены уже обратили внимание и в других театрах, и не только в московских.
«Долгие проводы»
Театр на Таганке имел право на своё название: молодой режиссер, ученик Романа Виктюка Александр Карпушин из всех немногих героев фильма оставляет на сцене только двух главных — маму и сына. Их играют Елена Оболенская и Сергей Кирпичёнок. Ни в программке, ни на сайте не назван автор сценографии, хотя работающие в театре монтировщики меня не простят, а реквизиторы добавят свое весомое «фэ», если не расскажу, что вся сцена в начале спектакля по щиколотку, а то и выше завалена обрывками старых обоев — как мусор, как накопленный опыт проходящей жизни, сковывающей любое передвижение; а незадолго до финала монтировщики выходят и ловкими и быстрыми движениями всё это сгребают, освобождая площадку. Помимо рваных обоев, на сцене — заботливо восстановленные фрагменты старой обстановки — столик, кресло, торшер, в другом месте — ширма, в третьем углу — стол, на котором готовят обед, за ним и едят…
Когда публику пускают в зал, героиня уже стоит у стола и режет салат. А первые слова произносит актёр, который проходит на сцену через зал, — не видя героя, зрители слышат в его исполнении стихотворение Юрия Левитанского «Один и тот же сон мне повторяться стал. Мне снится, будто я от поезда отстал…». Актёр или уже герой, сын, поднимается на сцену и — встречается с матерью.
Спектакль «по мотивам» — потому что артисты не следуют букве «Долгих проводов», — скорее, они играют с фильмом, всё время держат его в голове, то вспоминая смешную хрупкую фигурку композитора Олега Каравайчука, который написал музыку к картине Муратовой, то — любимую актрису мамы Зинаиду Шарко, которая в «Долгих проводах» сыграла роль матери, бесконечно любящую своего сына и с трудом отпускающую его в другой город — учиться и жить, жить своей жизнью.
Похожие отношения и разговоры ведут и герои спектакля, такие узнаваемые — и для многих зрителей, и для самих актёров, разбавляющих и без того немногие и недлинные диалоги «отсебятиной», но отсебятиной разрешенной, то есть вербатимами, собственными воспоминаниями о детстве, разговорах с мамой, отношениях с друзьями… Благодаря двум сильным, запоминающимся актёрским индивидуальностям, спектакль становится одним из заметных и даже важных событий нынешнего сезона. А для тех, кто следит за творчеством недавних выпускников гитисовской мастерской Олега Львовича Кудряшова, этот спектакль можно назвать частью дилогии, в которой то ли первая, то ли вторая половина — «Июльский дождь», который они — уже большой своей командой — играют на площадке Музея Москвы, — и там, и тут отдавая дань уважения и любви и черно-белому кинематографу честных 60-х и 70-х, и своей стремительно уходящей и такой безмятежной, как теперь уже понятно, молодости.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.