7 лучших спектаклей 2020 года

Несмотря на все сложности пандемического сезона, нам было из чего выбрать.
7 лучших спектаклей 2020 года
Ира Полярная

«Сын»

РАМТ
Юрий Бутусов

Француз Флориан Зеллер, чью заключительную пьесу из трилогии «Мать», «Отец» и «Сын» ставит Бутусов, известный своей любовью к классике, – драматург современный, но стоит на плечах титанов вроде Брехта, Чехова, Шекспира и Ибсена. В основе сюжета – душевные метания старшеклассника, переживающего родительский развод. Бутусов умело сочетает сложные метафоры с буквальностью театральных приемов, когда герои могут в прямом смысле полезть на стену. Получается, по словам режиссера, спектакль «о Гамлете в каждом из нас».

«Бесы»

Театр на Малой Бронной
Константин Богомолов

Богомолов остается верным себе и своему методу соединения, казалось бы, несоединимого, когда на стыках чаще слабо, но иногда вполне явственно начинает светиться правда обо всех нас. Казалось бы, ну где Достоевский, а где «Барвиха Luxury Village», в которой давали премьеру «Бесов»? Где цитаты про бога и смерть – а где худи за десять тысяч, которые продавались на этой премьере? Но почему-то именно в этом концертном зале, ставшем почти мемом, история тайного экстремистского общества на фоне бесконечных диалогов о человеческой сущности наполняется жизнью. И почему-то Антон Долин не жалеет червонца на худи с надписью «Бога нет, но он есть», в котором дает интервью Юрию Дудю. Теперь спектакль играют не только в «Барвихе», но и во «Дворце на Яузе», однако вряд ли это скажется на его восприятии, которое создается не местом, а мощным актерским составом с Никитой Ефремовым, Игорем Миркурбановым, Еленой Морозовой или Александрой Ребенок и другими – и даже с участием Владислава Суркова.

«Бульба. Пир»

Театр на Малой Бронной
Александр Молочников

Еще один спектакль Малой Бронной в нашей подборке, но кто же виноват, что Богомолов и сам неплохо ставит – и дает ставить талантливой молодежи? По примеру Олега Табакова, с которым в МХТ работал и сам нынешний худрук Бронной, и режиссер Молочников. Вместе с драматургом Сашей Денисовой он перекроил классический текст Гоголя, превратив его в свободное – яркое, шумное, своенравное, – порой сбивчивое, но увлекательное повествование о столкновении мировосприятия не только отцов и детей, но и различных культур: условных западных свобод и консервативного менталитета. И о неизбежно возникающем при этом столкновении конфликте, который отступает лишь перед лицом любви.

«Петровы в гриппе»

«Гоголь-центр»
Антон Федоров

Помните, как все мы в свое время писали сочинения по гоголевскому «Ревизору»: кто единственный положительный герой пьесы? Смех! Спектакль Федорова наполнен странными персонажами, чей моральный облик вызывает большие вопросы, – однако каждому из них так или иначе хочется посочувствовать. Единственный бесспорно отрицательный персонаж в нем – тот самый грипп. Надо ли говорить про особую актуальность этого образа в эпоху разгула другого вируса? Впрочем, забыть о нем на время спектакля помогает настоящий разгул по-настоящему художественного творчества: свет, декорации, костюмы, музыка и ритм заражают зрителя исключительно вирусом театральной свободы и таланта.

«Lё Тартюф. Комедия»

Театр на Таганке
Юрий Муравицкий

Представьте себе: вы приходите в театр, где уже больше полувека идет спектакль по классическому произведению Мольера, тоже ставший классикой, и говорите – пожалуй, тоже поставлю именно его. Для этого надо быть в известной степени безумным и очень дерзким человеком. Таким примерно, как режиссер Муравицкий. И его Тартюф такой же – дерзкий и безумный. Но очень веселый, умный и свободный – притом что решен в довольно строгой форме кукольного механизма, музыкальной шкатулки. Пожалуй, больше всего он понравится поклонникам Роберта Уилсона.

«Поле»

Театр «Практика»
Марина Брусникина

Худрук «Практики» Марина Брусникина не столько поставила спектакль, сколько создала движущуюся, живущую во времени и пространстве скульптурную композицию. Ее основным материалом стали тела и души семерых женщин, каждая из которых по очереди проживает большую и сложную судьбу крестьянки Толгонай из повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Камерный зал, темные цвета, приглушенные эмоции создают концентрацию напряжения, которое разрешается в некоторых зрителях слезами.

«Горбачев»

Театр наций
Алвис Херманис

Режиссер одного из самых успешных в репертуаре Театра наций спектакля – рассказов «Шукшина» – спустя 12 лет возвращается на благодарную сцену с рассказом о жизни и любви одной из самых известных пар Советского Союза. Все сделано максимально деликатно: особо острые политические вопросы снимаются (повествование не включает собственно период правления страной), а худрук театра Евгений Миронов и Чулпан Хаматова входят в свои роли не сразу, а будто во время репетиции, пробуя разные интонации и наряды. Однако эта деликатность отнюдь не сусального толка, и это вовсе не житие, а попытка разглядеть в государственном деятеле и первой леди – нечто очень человеческое, трогательное, личное. Ну, просто такой человек, просто у него такая работа, но, что бы там на этой работе ни происходило, вопросы какого масштаба бы ни решались, вот главный ответ: «Я был женат не на стране, я был женат на Раисе».

Вероятно, вам также будет интересно:

Лучшие бары 2020 года

Лучшие песни 2020 года

Гастрономические итоги 2020 года

Главные музыкальные альбомы 2020 года

Модные итоги 2020 года

10 лучших фильмов 2020 года


Фото: пресс-материалы; Владимир Яроцкий; Ира Полярная; Алиса Скальская