Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Музыку и текст к оригинальному бродвейскому мюзиклу «Последние пять лет» написал композитор Джеймсон Роберт Браун, двукратный обладатель премии «Тони» — одной из главных театральных наград в американском театре. Алексей Франдетти в постановке мюзиклов тоже отнюдь не новичок. Из недавних — красочные «Стиляги» в Театре Наций и «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в том же Театре на Таганке, удостоившийся сразу трех «Золотых масок».

В новом спектакле — всего две роли: Он и Она, Джейми (Павел Левкин) и Кэти (Марфа Кольцова). Они проживают (пропевают) на сцене все стадии возникновения и угасания любви. От первой эйфории влюбленности, трепета, взволнованного ожидания, взаимного счастья — до постепенного охлаждения, ревности, взаимных упреков, сомнений и в итоге окончательного разрыва. Джейми хочет стать писателем, встреча с Кэти вдохновила и окрылила его, он пишет первую книгу, которая становится бестселлером и поднимает молодого человека на вершину славы. Ему рукоплещет Нью-Йорк, его ждут светские приемы, любовь читателей и внимание девушек. Кэти же никак не может добиться успеха. Она актриса, вынужденная перебиваться случайной и унизительной работой, играть второстепенные роли, все летние месяцы она пропадает на гастролях, где ее задействуют чуть ли не в массовке.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На малой сцене (сценография и костюмы Анастасия Пугашкина) уместился целый мир одной семьи, сразу две квартиры с диванами, кроватями, столами, этажерками, книгами, а сбоку от сцены примостилась гримерка со светящимся зеркалом, где Кэти проводит одинокие беспокойные вечера. Вместо задника — высокие панорамные окна, за ними гудит шумный Нью-Йорк, горят огни большого города, светятся неоновые афиши, ездят автомобили. За этими окнами — какая-то другая жизнь, манящая Джейми и совершенно не привлекающая Кэти, вечно отгораживающуюся от нее своими неудачами в профессии и все возрастающей ревностью. За этими же «окнами», где-то в глубине уместились шесть музыкантов, которые аккомпанируют артистам (музыкальный руководитель и дирижер Армен Погосян).

Линии героев развиваются не параллельно, а, напротив, в обратной последовательности. Все начинается с трагического финала для Кэти, она сидит и пишет прощальное письмо Джейми, поет свою самую грустную партию. Тогда как ее возлюбленный, выходящий вслед за ней на сцену, как будто только что познакомился с ней, он полон энергии и сил, он влюблен и счастлив. Так, существуя в непосредственной близости друг от друга, герои за весь спектакль встретятся буквально один раз, где-то в середине постановки. Кэти будет рассказывать свою историю, начиная с конца, а Джэйми — с начала. В этом и заключается необычный и интересный ход спектакля. Встреча возлюбленных произойдет только на их свадьбе, в самой кульминационной точке, точке наивысшего счастья. А потом их линии опять пойдут по разным траекториям, у Кэти — к началу, у Джейми — к финалу. Актерам удается каждому по-своему обживать одно и то же пространство, существовать одновременно в унисон и порознь, быть вместе и по отдельности. По сути получается два музыкальных моноспектакля в одном. Артисты молниеносно меняют костюмы, так же молниеносно переходят из одного состояния в другое, каждый из них проживает на сцене 5 лет своей жизни, 5 лет любви.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Говорят, что Джеймсон Роберт Браун написал текст и музыку к этому мюзиклу на основе собственной драматичной любовной истории. Она в общем-то довольно банальна и похожа на миллионы ей подобных. В том числе на сюжет знаменитого музыкального фильма «Ла-Ла Ленд» (2016 год) режиссера Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в главных ролях. Получив немыслимое количество разных кинематографических наград, картина в каком-то смысле стала эталоном, а слово «Ла-Ла Ленд» — именем нарицательным. На самом деле это идиоматическое выражение, говорящее об отрыве от реальности и витании в мечтах. Мы же вспоминаем о «Ла-Ла Ленде», когда речь заходит о принципах «новой искренности», о любви, у которой были все шансы стать единственной и на всю жизнь, но которую разрушили обстоятельства.

Не стоит забывать, что мюзикл Джеймсона Брауна был написан задолго до «Ла-Ла Ленда», в 2001 году, а его киноверсия с Анной Кедрик и Джереми Джорданом появилась в 2014-м. Так что еще непонятно, кто у кого заимствовал сюжет, и вообще, наверное, не стоит говорить о заимствовании. Хотя общего действительно много. Обе главные героини мечтают стать актрисами, у обеих ничего не получается, возлюбленные всеми силами пытаются им помочь. Только Миа из «Ла-Ла Ленда» в итоге добивается успеха, а Кэти — нет. Сцена, в которой она поет, как ей тяжело приходится на кастингах, — одна из самых удачных и смешных в спектакле Франдетти. Вообще в его мюзикле много комичного. Чего стоит хотя бы название одного из романов, написанных Джейми, — «70 оттенков синего», а отрывок из него, который он с гордостью зачитывает, по степени пошлости и глупости даст сто очков вперед «50 оттенкам серого». Франдетти явно пытается показать, что успех Джейми сильно преувеличен, что это результат хорошего маркетинга и веры в себя. И главное, что отличает эту постановку, скажем, от того же фильма 2014 года, где вина за разрыв отношений явно лежала на Кэти, — режиссер мюзикла никому не ставит диагноз и не выносит приговор: кто прав, кто виноват — никто не знает.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Артисты Павел Левин и Марфа Кольцова замечательно поют и очень органично играют. Жаль только, часто хромает перевод (литературный перевод — Игорь Гатин). В песнях порой проскальзывают новомодные слова или просторечия, которые не всегда вписываются в общий музыкально-романтический тон спектакля, а иногда и откровенно все портят.

И тем не менее мюзикл «Последние пять лет» получился очень красочным, ярким и действительно искренним. И пусть эта история похожа на тысячи таких же историй. Ответ на вопрос «Почему мы потеряли любовь?» имеет тысячи разных вариантов, и только зрителю решать, какой из них правильный.