Культура

Пять причин, чтобы посетить новый спектакль Театра на Таганке «Lё Тартюф. Комедия»

Пять причин, чтобы посетить новый спектакль Театра на Таганке «Lё Тартюф. Комедия»

Фото: Алиса Скальская, Татьяна Китинг

Мы нашли как минимум пять причин, почему вам непременно нужно посетить этот спектакль.

Причина 1: Преемственность и путь «от Юрия к Юрию»

Для Театра на Таганке эта премьера имеет особое значение: один из первых в России (тогда СССР) спектаклей по мотивам комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик» был поставлен режиссером Юрием Любимовым в 1968 году как раз на этих подмостках. 52 года спустя пьеса возвращается на эту сцену — но уже в новом, совершенно непохожем прочтении. Переосмысляя традиции французского фарса, режиссер Юрий Муравицкий (снова Юрий!) привносит в спектакль элементы клоунады, буффонады и даже панк-эстетики, придавая персонажам столь уместную нотку безумия. Мариана, дочь Оргона, напоминает заводную куклу на шарнирах, его мать, г-жа Пернель, похожа на всех комических старух разом, а сам господин Тартюф выступает эдакой рок-звездой, одинаково убедительной и в шелковом черном халате, и в белой сутане священника.

Причина 2: Сценография

Отдельного упоминания заслуживает сценография спектакля. Декорации представляют собой белый бумажный куб, сцену в сцене, напоминающую музыкальную шкатулку, в которой существуют герои произведения: они не только читают свои порой пронзительные монологи, но также поют, танцуют и даже совершают акробатические этюды. По ходу развития сюжета оформление сцены будет постоянно меняться, в финале зрителей и вовсе ждет сюрприз, но какой — пусть останется в тайне: как и при рекомендации хорошего фильма или сериала, мы постараемся обойтись без спойлеров.

Причина 3: Костюмы и грим

Не меньшее внимание привлекают костюмы и грим — нарочито гротескные, объемные, многослойные: это «маски», в которых живут герои пьесы и из-за которых невозможно принимать их всерьез. Ответственна за них известная театральная художница Галя Солодовникова. «Наш спектакль будет происходить в трех пространствах — зрительском, рабоче-театральном и сценически-актерском, — раскрывает свой замысел автор. —Таким образом, мы создаем принцип „швы наружу“, и зритель сможет увидеть, что происходит за кулисами, как работают техники сцены и как изменяется артист, когда входит в выстроенный нами на сцене павильон и становится персонажем». Трудно определиться, что запоминается сильнее: выход обнаженного Тартюфа с электрогитарой наперевес, полуголые «ангелы» со светодиодными нимбами или длинноногая Эльмира в атласных драпировках, рюшах и бантах.

Причина 4: Молодая труппа

В спектакле задействовано новое поколение артистов Театра на Таганке. Роль Тартюфа исполняет Роман Колотухин, выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина, которого вы уже могли видеть у Павла Лунгина в фильмах «Братство» и «Дама пик». Его сокурсница — номинантка на премию «Золотая маска 2020» Дарья Авратинская — играет Эльмиру. В роли Марианы дебютирует Полина Куценко, выпускница Театрального института имени Бориса Щукина, дочь известного актера Гоши Куценко. Все участники действа играют упоенно, с куражом. И, кажется, не хотят выходить из образов даже по завершении спектакля.

Причина 5: Очищающий эффект и повод задуматься

Несмотря на то, что режиссер Юрий Муравицкий не ставит морализаторских целей, его постановка звучит злободневно и актуально, что особенно усиливает неожиданный и очень эмоциональный финал. «Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать „низким“ жанром, — рассказывает Муравицкий. — Смех, как и слезы, имеет очищающий эффект, дает возможность посмотреть на себя cо стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра и его карнавально-фарсовой природой». С ним согласна и директор Театра на Таганке Ирина Апексимова: «Нашего нового „Тартюфа“ можно назвать путем от Юрия до Юрия. Каждой эпохе — свои Тартюфы. Постановка Любимова идет в нашем театре более полувека, перешагнула в свой 52-ой сезон и бьет рекорды показателей столь долгой жизни спектакля. Секрет успеха спектакля в том, что Юрий Петрович максимально приблизил героев Мольера к сегодняшнему зрителю. Но Тартюф — такой персонаж, который бесконечно меняет свои обличия, изменилась и сама природа ханжества, те формы, которые она принимает сегодня. Поэтому стратегии поведения, которые занимают сегодня Тартюф, Оргон и его домочадцы совершенно другие».

Детали
Премьера — 30 и 31 января.
https://tagankateatr.ru/

27 января 2020
Posta-Magazine для раздела Культура