2024-03-19

Театр на Таганке сыграл на воронежской сцене фарс «Тартюф» в площадной эстетике (ФОТО)

Театр на Таганке сыграл на воронежской сцене фарс «Тартюф» в площадной эстетике (ФОТО)
От Юрия до Юрия: знаменитая комедия Мольера в интерпретации режиссера Юрия Муравицкого стала хитом столичного театрального сезона, и теперь в Театре на Таганке два «Тартюфа». Первый – классический – в 1968 году поставил Юрий Любимов. «LЁ Тартюф» больше походит на панк-буффонаду.

От Юрия до Юрия: знаменитая комедия Мольера в интерпретации режиссера Юрия Муравицкого стала хитом столичного театрального сезона, и теперь в Театре на Таганке два «Тартюфа». Первый – классический – в 1968 году поставил Юрий Любимов. «LЁ Тартюф» больше походит на панк-буффонаду.

Сюжет пьесы Мольера, которая сохраняется в репертуарах многих театров мира, известен почти каждому зрителю, но персонажи, созданные Юрием Муравицким, первое время кажутся, словно «из другой оперы». На лицах актеров – нарисованные маски, на головах – цветные парики, а под платьями – накладные животы, груди и другие части тела. Спектакль переосмысливает традиции французского фарса. Он проявляется во всем. Муравицкий играет с эстетикой площадного театра и его карнавальной природой.

– Я долго разбирался с историей этого произведения, посмотрел много видеоматериала, много перечитал. Я обсуждал этот спектакль с двумя французами, и они сказали, что это и есть Мольер. Ни для одного из них наша версия не была шоком. Они сошлись на том, что Мольера так и надо ставить, – сказал на пресс-конференции режиссер. – Эта постановка в традиции Мольера, но не в нашей традиции. Наша традиция – в психологическом театре Станиславского, а он (психологический театр) не приспособлен к работе с таким материалом. Это маски, фарс – на Мольера и Францию огромное влияние оказала комедия дель арте, и это нельзя игнорировать. В этом смысле надо идти за автором.

Существуют персонажи не столько на сцене, сколько в театральной коробке, которая, словно сцена внутри сцены, как телевизор с транслируемой притворной историей, возвышается над зрительным залом. Актеры следуют главному принципу площадного театра – выступают рассказчиками, стараясь существовать отдельно от тех, кого они исполняют. Жена Оргона Эльмира (актриса Дарья Авратинская) выделывает сумасшедшие шпагаты, Валер (Кирилл Янчевский) заигрывает с женщинами из зала, а сам Тартюф (актер Роман Колотухин) предстает перед публикой в виде рок-дьявола, а его набожность походит здесь на сектантство. Многие «находки» были предложены самими артистами во время репетиций.

– Режиссер нам объяснял так: вы – это не персонаж. Вы – это вы, артисты, которые пришли играть спектакль, в котором вы изображаете своего персонажа. Но вы от него отделены. Я – бывшая балерина, и мне было как-то легко продумать пластический рисунок роли и отстраниться от психологического наполнения. А вот тем, кто привык к вживанию в роль, пришлось тяжело, – рассказала Дарья Авратинская.

Режиссер полностью оставляет текст Мольера, только воспроизводят его зачастую как в быстрой перемотке и с присущим каждому персонажу особым говорением. В постановке можно услышать оригинальный текст автора, переложенный на рэп или оперную партию, что также привносит долю юмора.

Экстравагантный «LЁ Тартюф» играть на сцене старейшего воронежского театра оказалось совсем непросто, признались артисты. К некоторым «фишкам», которые отлично воспринимает столичная публика, воронежцы оказались почти равнодушны.

– В Воронеже более строгий и интеллигентный зритель. Падение Паши в дыру, которое всегда срабатывает феерически, проходит с аплодисментами и хохотом, на этой сцене состоялось в абсолютной тишине. И мы уже внутри спектакля начинали думать – а что же делать? Что пошло не так? В итоге взяли себя в руки и стали подниматься в гору, принялись «раскачивать» вашего зрителя, и у нас это получилось, – поделилась впечатлениями Дарья Авратинская.

– Мы забираемся на высокую гору смешного, чтобы потом с нее стремительно упасть, – добавил Юрий Муравицкий. – Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать «низким» жанром.

Но финал у этой истории вовсе не комедийный. Режиссер стремился показать среду, которая оказалась благоприятной для появления такого персонажа, как Тартюф. Ханжество, лицемерие и безответственность всегда присущи человечеству в той или иной мере, поэтому пьеса остается актуальной, а в мольеровских героях, даже за масками, можно разглядеть и себя, и других. Сцена с пробитой стеной, обнажившая трещины дома, по сути, готовила зрителя к апокалиптическому финалу.

О спектакле так отозвалась директор Театра на Таганке Ирина Апексимова:

– Нашего нового «Тартюфа» можно назвать путем от Юрия до Юрия. Каждой эпохе – свои Тартюфы. Мольеровский «Тартюф», родившийся в 17 веке, как ни странно, сегодня становится все более и более злободневным и актуальным сюжетом с каждым днем. Постановка Любимова идет в нашем театре более полувека, перешагнула в свой 52-й сезон и бьет рекорды показателей столь долгой жизни спектакля. Секрет успеха спектакля в том, что Юрий Петрович максимально приблизил героев Мольера к сегодняшнему зрителю. Но Тартюф – такой персонаж, который бесконечно меняет свои обличия, изменилась и сама природа ханжества, те формы, которые она принимает сегодня. Поэтому стратегии поведения, которые занимают сегодня Тартюф, Оргон и его домочадцы, совершенно другие.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ