Rus Eng

Театральные премьеры мая

«Покровские ворота» в версии Богомолова, «Левша» Диденко в Театре Наций, и многое другое

МХТ им. А.П. Чехова

В окопах Сталинграда

Даты: 22 мая

Главная премьера весны и важнейшая премьера сезона в МХТ – спектакль Сергея Женовача по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», одной из лучших книг о войне, честной, искренней и очень гуманистичной, несмотря на жестокую тему.

Это история не о битвах, боях, сражениях, но о людях – не растерявших на фронтах человечности, сумевших остаться собой и даже в пекле Сталинградской битвы сохранивших в своих сердцах свет, добро и надежду.

 

Театр Наций

Моими глазами

Даты: 7–9 мая

Постановка Дмитрия Сердюка «Моими глазами» объединила монологи совершенно не похожих друг на друга людей, переживших тяготы военного времени, от именитых звезд до совсем юных свидетелей страшных событий…

Все они оживут перед нами, зазвучав голосами Сати Спиваковой, Марии Смольниковой Натальи Теняковой, Авангарда Леонтьева и многих других отличных актеров под аккомпанемент живого оркестра, который станет отдельным персонажем.


Театр Наций

Левша

Даты: 21–24 мая

Над инсценировкой сказа Николая Лескова о незадачливом русском самородке, исхитрившемся подковать блоху, потрудилась прекрасная команда во главе с Максимом Диденко: драматург – Валерий Печейкин, художник – Маша Трегубова; роль Блохи – внимание! – исполняют прима-балерины Диана Вишнева/Ксения Швецова, а Левши – Евгений Стычкин/Александр Якин.

Текст «Левши» сам по себе полон загадок, пророчеств и горькой иронии, и хотя написан он был 140 лет назад, многое из него не просто не потеряло своей актуальности, а зазвучало еще острее. Масла в огонь добавляют свежепридуманные монологи, абсурдные сюжетные ходы и внезапные вставные элементы, а если учесть, что жанр спектакля Диденко определяет как «борщ», можно смело рассчитывать на невероятный экспириенс.


Мастерская Фоменко

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Даты: 8, 14, 25 мая

Велико искушение препарировать новую работу Дмитрия Крымова досконально: разложить по полочкам, цитатам, отсылкам, намекам и пр. Но в таком случае мы, во-первых, заспойлерим все с первой минуты до последней, а во-вторых, лишим вас удовольствия самим занырнуть с головой в головокружительный мир терзаний, вдохновений, прорывов, взлетов, падений (в прямом и переносном смысле) и всего того восхитительного безумия, что царит в театре и сводит с ума – в лучшем смысле этого слова – всех, кто к нему причастен. В первую очередь, конечно, режиссера – владыку и раба этой вселенной…

Играет его Евгений Цыганов – недосягаемый, неузнаваемый, восходящий на такую высоту актерского мастерства, что остается только ахнуть. А вообще, весь крымовский «Моцарт» – это безупречное волшебство: внутри него ты смеешься, плачешь, задыхаешься от восторга причастности, а по окончании хочешь немедленно повторить…


Театр имени Моссовета

Странник

Даты: 8, 15, 29 мая

«Странник» Юрия Еремина поставлен по пьесе Горького «Старик», чья проблематика созвучна тому, что волнует и современный социум: это проблема духовной оккупации, способной уничтожить личность, просто взять и стереть человека, причем не одного… 

Насколько страшен горьковский герой, ясно из характеристики, данной ему самим писателем: «…отвратителен человек, влюбленный в свое страдание, считающий, что оно дает ему право мести за все то, что ему пришлось перенести. Вам это будет понятно, если вы представите себе человека, поджигающего дома и города только по той причине, что ему холодно!» Роль злодея играет Виктор Сухоруков, и делает это так, что, глядя на него, зритель невольно начинает искать оправдание этому воплощению абсолютного зла.


Театр имени Моссовета

Фрекен Жюли

Даты: 8, 18, 29 мая 

Драма шведского классика Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» была написана в конце 1880-х и… почти сразу угодила под запрет почти на 20 лет: в родной стране ее сочли чрезмерно натуралистичной и слишком смелой – столь откровенно затрагивать проблему взаимоотношений полов в то время считалось недопустимым.

Зато сейчас на ее счету десятки экранизаций и инсценировок по всему миру, и одна из самых свежих из них принадлежит новому художественному руководителю Театра имени Моссовета Евгению Марчелли. В его интерпретации история падения «девушки из приличной семьи», решившейся вступить в порочащую ее связь, перерастает в настоящую трагедию, в основе которой – абсолютно разные представления мужчины и женщины о счастье и, как следствие, вечный поиск невозможной, но такой желанной любви…


Театр на Таганке

Спутники

Даты: 8–9 мая

Одноименная повесть Веры Пановой известна широкому зрителю по фильму «На всю оставшуюся жизнь» с созвездием прекрасных актеров; теперь пришло время ее сценической версии, созданной драматургом Асей Волошиной, режиссером Денисом Хуснияровым и артистами Таганки разных поколений.

В центре сюжета «Спутников» – санитарный поезд, идущий по дорогам войны, спасающий жизни, ставший домом для людей, беззаветно и самоотверженно преданных общему делу и переживающих внутри себя личные горести. Что стоит за их судьбами, чего стоит им сохранять человечность и совершать свой тихий повседневный подвиг – об этом и рассказывает спектакль.


Центр имени Вс. Мейерхольда

Александринский театр в ЦИМе

Даты: 10–15 мая

В мае в честь 30-летия ЦИМа здесь гостит Александринский театр из Санкт-Петербурга. Во-первых, он привезет «Товарища Кислякова» Андрея Калинина по саркастично-ядовитой прозе Пантелеймона Романова. Москва 1920-х, рефлексирующий интеллигент, мутирующий в циничного приспособленца, интригующий любовный треугольник и полная катастрофа в финале – горько усмехнуться и поразмыслить тут точно есть над чем.

Во-вторых, нам покажут «Нану» Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя, переиначенного фантазией мастера почти до неузнаваемости: натуралистичный первоисточник он использует лишь для того, чтобы вырастить из него целый сонм сновидений, иллюзий и провокаций, позволяющих глубже проникнуть в тайны человеческой психики.

И наконец, «Честная женщина» Валерия Фокина – политическая антиутопия о том, как и кем творятся и решаются судьбы мира, что происходит в высших эшелонах власти и о личном выборе заложников «непреодолимых обстоятельств».


Театральный центр на Страстном

Общага на крови

Даты: 11–12 мая

Инсценировка романа Алексея Иванова о бурной жизни уральских студентов станет первой постоянной московской постановкой независимого театрального объединения «Невидимый театр», основанного несколько лет назад в Петербурге Семеном Серзиным.

Можно не сомневаться, что злоключения пятерых друзей, невольно оказавшихся на положении «нелегалов», будут воплощены максимально убедительно: Серзин – режиссер талантливый и честный, и с отражением непростых реалий справляется на все сто.


Et Cetera

Le Prince André. Князь Андрей Болконский

Даты: 18–19 мая

Тех, кто ищет в театре чего-то особенного, наверняка заинтересует опера-драма композитора Алексея Рыбникова по мотивам «Войны и мира» Толстого. Все многочисленные линии эпопеи отходят в сторону, и в фокусе оказывается князь Андрей Болконский, его сложный, тонкий, неоднозначный образ.

Либретто основано не только на текстах Толстого, но и на исторических документах, дневниках, мемуарах, музыка и песни звучат в самых различных жанрах, а визуальный ряд благодаря мультимедийным технологиям захватывает на все два часа этого необычного действа.


Театр на Малой Бронной во Дворце на Яузе

Покровские ворота

Даты: 19–21, 24, 31 мая

Все знают «Покровские ворота» по культовому фильму, но вообще-то режиссер Михаил Козаков сначала поставил эту блистательную пьесу Леонида Зорина в 1974 году именно в Театре на Бронной. Теперь ей суждено обрести абсолютно новое прочтение, и это еще мягко сказано, поскольку взялся за нее Константин Богомолов. 

Нам остается лишь безудержно фантазировать, во что превратится у него история о жителях нескучной московской коммуналки и какими предстанут перед нами беспечный Костик, незадачливый Хоботов, основательный Велюров и другие многочисленные персонажи. Пока известно, что задействованы в спектакле Игорь Верник, Александра Ребенок, Александра Ревенко, Ирина Старшенбаум, Александр Семчев и др., а пространство и костюмы созданы Ларисой Ломакиной.


Мобильный художественный театр

Аудиоспектакли «Ненапрасная юность» и «Погоня за светом»

Встречаем сразу две премьеры от МХТ, причем обе доступны совершенно свободно – достаточно скачать приложение. Первая – «Ненапрасная юность» – посвящена основателям «Современника» Олегу Ефремову, Галине Волчек, Олегу Табакову, Евгению Евстигнееву, Игорю Кваше и др., и ее маршрут проходит от Чистых прудов до Школы-студии МХАТ в Камергерском. Нас ждет погружение в оттепельную эпоху, монологи о творчестве и свободе, песни новой московской волны и непередаваемая атмосфера вольности и весны.

Второй проект – «Погоня за светом» – отправит нас прямиком в… космос. Вернее, приобщит к исканиям, мечтам и дерзаниям человека, благодаря которому стало возможным покорение неба, – Сергея Королева. Проходит путешествие по закоулкам его памяти и окрестностям ВДНХ; озвучивает основоположника советской космонавтики Максим Виторган, а его вдохновителя Константина Циолковского – Вениамин Смехов. 

Фото: Георгий Кардава, Сергей Коротышов, Елена Лапина, Сергей Петров, Ира Полярная, Василь Ярошевич

07 мая 2021