Размер Цвет Изображения Выйти

Онлайн-спектакль «Павшие и живые»

Онлайн-спектакль «Павшие и живые» // Театр на Таганке
9 мая Россия отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Театр на Таганке в этот день покажет онлайн-спектакль по произведениям поэтов военного времени «Павшие и живые». Спектакль поставлен по мотивам легендарного спектакля Юрия Любимова и Петра Фоменко, поставленного в Театре на Таганке в 1965 году. Режиссером интернет-версии спектакля стал Анатолий Васильев, работающий в Театре на Таганке с 1964 года и отвечающий за художественную целостность спектаклей «любимовского репертура». В создании спектакля приняли участие актеры Сергей ТрифоновГалина ВолодинаАртем БолотовскийНикита ЛучихинКирилл Янчевский и Дмитрий Муляр.

Онлайн-трансляция спектакля пройдет 9 мая в 12:00 на сайте театра и на официальных страницах социальных сетей:FacebookVKYouTube, а также на портале «Яндекс.Эфир». Запись спектакля останется доступной после окончания трансляции.
 
Вот что говорил Владимир Высоцкий об этом спектакле: «…Есть у нас спектакль, особенно мною любимый, который называется «Павшие и живые». В нем собраны самые лучшие военные стихи, и посвящен он поэтам и писателям, которые участвовали в войне. Одни из них погибли, другие живы до сих пор — просто на их творчестве лежит печать военных лет. Они погибли, когда им было 20-21 год. Это Коган, Багрицкий, Кульчицкий.... Так что, они, в общем, ничего не успели сделать, кроме того, чтобы написать несколько прекрасных стихов и еще умереть. Но это много! Мы впервые зажгли по ним Вечный огонь на сцене нашего театра, впервые в Москве. У нас стоит на авансцене чаша, и из нее вспыхивает пламя Вечного огня. Перед началом спектакля выходит артист, просит почтить память погибших минутой молчания, и весь зрительный зал, как один, поднимается и одну минуту стоит молча. А по трем дорогам, которые спускаются к этому Вечному огню, выходят поэты, читают свои стихи, потом уходят назад в черный бархат (у нас сзади висит черный бархат). Уходят, как в землю, как в братскую могилу, уходят умирать, а по ним снова звучат стихи, песни… Это такой спектакль-реквием по погибшим поэтам. Я в нем играю несколько ролей. Одна из них — это Семен Гудзенко. Этот парень, которому было 20 лет в войну, выжил, а потом, как написал Илья Эренбург, «было такое чувство, словно его вдруг, через 10 лет настиг долетевший с войны осколок», его догнали старые раны. И он умер уже после войны».
 
В 1965 году у Юрия Любимова с подачи Константина Симонова возникла идея сделать постановку на основе стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной и так навсегда и оставшихся 20-летними: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Всеволода Багрицкого и многих других.
 
Именно в этом спектакле впервые возник образ Вечного огня - еще до того, как его зажгли у могилы Неизвестного солдата. Вспоминает Давид Боровский: «Когда вспыхнул огонь, я оторвался от спинки кресла и не дышал до самого конца. Порой в театре очень трудно зажечь даже одну свечу, кое-где и курить на сцене в спектакле запрещено, нужно биться с пожарниками. Но чтобы огонь? Пламя огня? Неслыханно. Это было для меня ошеломляюще по дерзости… По сути, это был вызов!» Но борьба с пожарной инспекцией была далеко не самой большой проблемой театра. Обвинения в постановке «еврейского спектакля», в сравнении фашизма и сталинизма, требования сократить текст Ольги Берггольц и изменить интонацию у Зинаиды Славиной... Несмотря на все препятствия со стороны властей, спектакль стал одним из самых известных спектаклей Таганки и горячо любимых зрителями.