Размер Цвет Изображения Выйти

Таганский "Петербург"

Автор: Марина Суранова

Ревизор.ru

Революции и реакции в начале каждого нового века снова требуют осмысления. По словам режиссёра, его спектакль о том, как опасен "праведный гнев" и кипение возмущённого разума, ведущее к разрушению. Как однажды разбуженный террор становится слепой, безжалостной, ненасытной силой, переламывающей в итоге и своих, и чужих, убивающей и души, и тела.







Подлинное место действия романа, так же, как и спектакля – душа некого неизвестного человека. Действующие лица – мысленные формы. На протяжении всего действа – мрачные символы, знаки. Люди в масках и глухие звуки там-тамов. Фраза рефреном: "В каждом русском живет монгол" – намекает на воинственность, жажду крови, которая, якобы, в нашей природе со времён монголо-татарского нашествия. Черная яма посреди сцены – это могила, которую герои роют… себе, попутно рассуждая о мировой идее всеобщей жажды смерти. Новая революция требует жертв.

Главный герой – Николай Аполлонович Аблеухов (Никита Лучихин), студент, нигилист, читающий Канта. Вступая в революционную организацию и, повинуясь внезапному порыву, он дает обещание партии – убить своего отца. Родитель студента – Аполлон Аполлонович Аблеухов (Сергей Трифонов) – чиновник высокого ранга, не погибает от руки собственного сына лишь по счастливой случайности.

"Безусловно, в сюжете есть библейский момент. Отец, Бог. И момент соблазнения дьяволом. Черный человек из охранки – тот самый демон, который губит, искушая", - говорит режиссёр. Он объяснил, что в спектакле два начала – аполлоновское и дионисийское. Аполлон – это порядок, Дионис – хаос, разрушение. Город, построенный на болоте, – Петербург – это метафора нашего сознания, которое мечется между красотой, порядком и хаосом. "Разные мнения, взгляды, касающиеся политики, мироустройства. Неожиданно в людях вспыхивает какой-то праведный гнев, разум вскипает, и они больше не слышат друг друга. Отключается критическое мышление и логика. Кажется, что мы живем в цивилизованном обществе, но прослойка цивилизации очень тонка… Хаос легко вырывается наружу. Это выражается в жарких спорах в социальных сетях. Или когда образованные люди вдруг едут записываться в ИГИЛ…", - отметил Тыщук.
 
В спектакле, как и в романе, пространство искажено, гротескно. Герои больше напоминают маски, их глаза затуманены – они не видят, не понимают друг друга. Агенты охранки с серпами в руках прорываются сквозь бумажную стену, участники демонстрации с закрытыми лицами идут на митинг, как на карнавал, а узелок с бомбой, который вручают студенту для того, чтобы он убил отца, словно дитя в пеленках. Страна уже не "беременна революцией" – младенец рожден. В финале кровь, сочащаяся из стен и заливающая сцену.

Слишком мрачно? Может быть.

Но и слишком актуально. Именно поэтому на генеральном прогоне каждому зрителю вручали томик Белого, запечатанный в конвертик с сургучной печатью… Чтобы помнили…

Спектакль "Петербург" – это предупреждение. Авторы призывают зрителей обратить внимание на то, что создает, определяет завтрашнюю реальность – на подсознание, психологию отдельного человека, в котором сегодня живут чудовища. Попытаться объяснить хотя бы себе, почему от благородных и разумных идей человек так часто скатывается к насилию и убийству.

 

Источник - http://www.rewizor.ru/theatre/catalog/teatr-na-taganke/peterburg/retsenzii/taganskiy-peterburg/